Объединенный Открытый Проект - Сайт для Настоящих Компьютерщиков

Объединенный Открытый Проект

Сайт для Настоящих Компьютерщиков

; Логин:
  Пароль:
Обычный
Безопасный
Запомнить пользователя



Зарегистрироваться
Забыли пароль?
 
 
 
Объединенный Открытый Проект »   Железо »   О цифровых камерах
RSS

О цифровых камерах

Справочные материалы


<<Назад  Вперед>>Модераторы: Jaxx, Winnowing_RavenПечать
 
Winnowing_Raven
Модератор раздела

Winnowing_Raven
Всего сообщений: 38
Рейтинг пользователя: 3





Дата регистрации на форуме:
9 апр. 2005
Раз уж возник вопрос по цифровикам - думаю, этот материал будет не бесполезен.

Источник:
Цифровые камеры №9-2005,
авторы:

Никита Павлов (mailme@kitp.ru) Давид Мзареулян (david@hiero.ru) Алексей Дорофеев (email@leshka.ru)

Итак,

КАК УСТРОЕНА ЦИФРОВАЯ КАМЕРА
==============================

---
Есть еще не мало граблей, на коих не ступала нога человека.
Winnowing_Raven
Модератор раздела

Winnowing_Raven
Всего сообщений: 38
Рейтинг пользователя: 3





Дата регистрации на форуме:
9 апр. 2005
1. Корпус

Фотоаппарат начинается с видоискателя. Или с кнопки включения. Или с батарейного отсека. Нет, неправильный подход. Что в фотоаппарате главное? Дисплей? Кнопки? Или все-таки матрица? Да и сам корпус тоже, наверное, главный. Точно - фотоаппарат начинается с корпуса. А корпус уже обрастает кнопками, матрицами, батарейками и флеш-картами. Еще где-то уме-щается гнездо для штатива и огромный дисплей для просмотра фотографий. Или наоборот - маленький дисплейчик. Все они очень важны.

Диск выбора режимов съемки есть практически на каждой ка-мере - а там где его нет, он заменяется чем-нибудь другим, но все равно обычно можно на камере включить те режимы, что вклю-чаются этим диском.
Зеленая зона. Полностью автоматический режим - камера сама ус-танавливает выдержку и диафрагму, а если выдержка будет слишком длинной, то и вспышку включит.
Р Программный режим. Автоматический режим для «профессио-налов». То же самое, что зеленая зона, только вспышкой управ-ляет все-таки фотограф, плюс некоторые вольности - например, можно управлять экспокоррекцией или менять экспопару (пару значений выдержка/диафрагма).
S Приоритет выдержки. Выставляешь выдержку, а диафрагма ус-танавливается автоматически. Это нужно, когда ты знаешь, чего хочешь - например, ты хочешь, чтобы все было немножко разма-занным, в движении (еще интересно бывает вспышку включить). Ипи наоборот - чтобы колеса у машин как бы даже не крутились.
А Приоритет диафрагмы. Для портретов полезно число диафраг-мы выставлять минимальным -1.4, или 2.8, или хотя бы 3.5. А если хочется, чтобы все-все было резким, то наоборот - максимальным.
М Ручной режим - ручная установка выдержки и диафрагмы. Ручная - значит, выставляешь сам. Но камера подскажет, нас-колько это было правильно.
Портретный режим - диафрагма максимально открывается, при не-обходимости включается вспышка.
Пейзаж - диафрагма закрывается, чтобы была тотальная рез-кость. Вспышка не включается ни в коем случае. Макро. Включается режим фокусировки на близких расстояниях, закрывается диафрагма, чтобы глубина резкости была побольше. Спорт. Включается режим серийной съемки и следящий автофокус (если он есть).
Ночном портрет. Портрет со вспышкой и длинной выдержкой, чтобы и лицо осветить, и фон проработать. Колесо управления часто заменя-ет кнопку включения камеры. Так-же на нем обычно «висят» допол-нительные режимы, у разных ка-мер свои; например, видео, перек-лючение чувствительности и т.д.

Встроенных вспышек не бывает разве что у профессио-нальных зеркалок за пять штук баксов - но их не бывает там именно потому, почему не должно быть вообще нигде: сделать хорошую фотографию со встроенной вспышкой очень трудно. Как минимум будут красные глаза, и уж в лю-бом случае - плоский свет. Встроенная вспышка подходит разве что для того, чтобы лицо подсвечивать в солнечную погоду, чтобы тени под глазами пропали (так называемая за-полняющая вспышка).
Другое дело - вспышка внешняя. Лучше всего та, которая вертится во все стороны. Обычно советуют обращать внима-ние на то, какая у вспышек мощность, но это не так важно, если ты не собираешься снимать что-нибудь на расстоянии в пятьдесят метров. Если собираешься - то смотри, чтобы в названии вспышки было число пятьдесят.

Чем больше - тем лучше. Чем больше в нем пикселей -тем тоже лучше. Еще они бывают защищенные пласт-массовой прозрачной крышечкой (обычно у Nikon) и антиб-ликовые. На незеркапьных камерах ЖК-экран использует-ся и для визирования, и для просмотра отснятых кадров, и чаще всего для всех (ну или почти всех) настроек. А на зер-кальных - примерно для половины настроек камеры (ос-тальная половина осуществляется специальными кнопками на корпусе камеры) и для просмотра отснятого. Для визи-рования ЖК-экран на зеркалках не может использоваться по конструктивным (в смысле - зависящим от конструктива камеры) причинам.
Визирование по ЖК-экрану хорошо тем, что сразу видно практически то, что будет сфотографировано - по цветам и экспозиции (если не сработает вспышка, которая зачастую картинку меняет полностью и непоправимо). Однако сигнал на ЖК-экран поступает довольно медленно, поэтому между тем, что происходит в жизни, и тем, что показывает экран, проходит заметный временной отрезок.
Сфотографированному - в плане цветов, яркости и так далее - полностью верить тоже не стоит, потому что все-та-ки на ЖК-экране не 8 мегапикселей, а тысяч двести пиксе-лей. Поэтому для уточнения правильности выбранной экс-позиции нужно пользоваться гистограммой (которую все фотоаппараты умеют выводить).
На некоторых камерах экраны не вбиты намертво в кор-пус, а двигаются во все стороны, так что можно снимать, держа камеру над собой, под собой и за углом.

Корпус камеры может быть из нержавеющей стали, пластика, магниевых сплавов, а также любых комбинаций этих материалов - часто с резиновыми нашлепками на разных частях. От материала корпуса зависит как его износоустойчивость, водо-непроницаемость и ударопрочность, так и - банально - вес.
Не утихают теоретические споры видоискатель - это пережиток пленочного прош-лого фотоаппаратов или все таки необходимость? Некоторые считают, что чело-век, который, фотографируя, держит фотоаппарат на вытянутых руках, выглядит до-вольно глупо. Эти люди не знают, что видоискателями на цифровых мыльницах поль-зоваться довольно неудобно. Эти люди, впрочем, наверняка имеют цифровые зеркал-ки, на которых ЖК-экран как видоискатель вообще не работает - как раз из-за зерка-ла, которое дает картинку прямо в оптический видоискатель и позволяет точно наво-диться на резкость.
Иногда, кстати, видоискатели делают не оптическими, а цифровыми.
В последнее время производители делают все возможное, чтобы оптическими видоискателями на компактных камерах можно было пользоваться, но до зерка-лок им все равно еще далеко.

С компьютером фотоаппараты умеют об-ещаться по USB, FireWire, IrDA, Bluetooth и WiFi. Самое нужное - это USB (и непременно), причем если нет привычки пользоваться кард-ридером, то желательно, чтобы фотоаппарат мог распознаваться в компьютере как жесткий диск - иначе придется возиться с программами. Еще в комплект обычно входят шнурки для подключения камеры к телевизору - для этого на камере должен быть соответствующий разъем).
Еще - хороша теоретическая возможность печатать фотографии на принтере прямо с камеры (обычно это делается по USB) Даже если принтера нет, его наверняка рано или поздно захочется купить. Возможностью печатать напрямую сейчас обладают почти все камеры (причем поддерживают сразу по три протокола), так что можно об этом особенно не париться. Но в любом случае лучше сначала фотографию покрутить в Фотошопе, а потом уже печатать: любой цифровой фотографии нужна хотя бы минимальная обработка. Где-то там же всегда есть дырка для подключения сетевого адаптера, которого, кстати, может и не быть в комплекте - вполне хватает зарядника для аккумуляторов.

Дырка, в которую вставляется объектив, называется байонет. Бывает только на зеркальных камерах, поскольку во все ос-тальные объектив встроен. У каждого производителя свой байонет, так что на Pentax нельзя поста-вить обьектив Canon Но некоторые про-изводители, например, Sigma и Tamron, делают версии объективов под все су-ществующие байонеты.
На большинстве компактных камер зум управляется не на объективе, а кноп-ками на фотоаппарате - плюс и минус. Эти же кнопки обычно увеличи-вают или уменьшают gg картинку при просмотре
Кнопка ОК может быть совмещена с джойстиком или просто находиться в центре кнопок-стрелочек. Обычно используется для подтверждения Однако на зеркапках (например, на Canon) может переназначать-ся и исполнять какие-нибудь дополнительные функции -вызывать режим просмотра фотографий, например.
Кнопки-стрелочки часто являются одновременно кнопками включения вспыш-ки, таймера, просмотра фо тографий и многого другого
От того, какая срлеш-картаис-пользуется (ее модель и тип), зависит очень многое' например, скорость съемки - на разные кар-ты информация пишется с разной скоростью (и с разной скоростью считывается, но это не так важ-но). Кроме того, разные карты по-разному стоят. Самые дешевые и самые распространенные - Compact Flash и Secure Digital

Чаще всего камеры питаются от аккумулято-ров, причем «родных» - разработанных фир-мой-производителем для конкретной модели или для нескольких. Родные аккумуляторы нередко бывают дорогими, но ничто не мешает купить не-родные, которые и дешевле, и более емкие, и не менее надежные (например, от GP).
На нижней панели большинства фотоаппаратов есть дырка с резьбой. В эту резьбу можно вкрутить папку о трех концах - или даже об одном конце. Короче, это для штатива или монопода. Монопод - это штатив с одной ногой, его используют, когда фо-кусное расстояние объектива начинается примерно от 200 мм, а выдержки не позволя-ют снимать с рук. Штатив же нужен чаще всего ночью - или для пейзажей, когда очень важно, чтобы камера вообще не двигалась, и быпа тотальная резкость. Поэтому даже на кнопку не жмут, а снимают с автоспуском.
Штативы чем тяжелее, тем лучше, потому что устойчивее. Бывают, правда, штативы и легкие, и устойчивые одновременно. И дорогие.

---
Есть еще не мало граблей, на коих не ступала нога человека.
Winnowing_Raven
Модератор раздела

Winnowing_Raven
Всего сообщений: 38
Рейтинг пользователя: 3





Дата регистрации на форуме:
9 апр. 2005
2. Начинка
Что находится внутри цифрового фотоаппарата
Современная камера - это сложный электронный прибор. За качество снимка теперь отвечает не только оптика объектива, но и устройства захвата, обработки и записи изображения, не считая аналого-цифровых преобразователей... Кажется, еще что-то упустил... Ах да, еще фотограф!
Сегодня в цифровых камерах работает настоящий компьютер со своим аналогом Фотошопа. Многое из того, что еще недавно тебе пришлось бы делать самому за экраном компьютера, твоя маленькая камера способна сделать сама.
До матрицы
Свет, пройдя через объектив, попадает внутрь фотоаппара-та и... Дальше возможны варианты, в зависимости от того, ка-кого типа камера у тебя в руках. Цифровые зеркалки (DSLR), как следует из их названия, содержат внутри зеркало, которое (до нажатия на спуск) отражает прошедший свет наверх, на ма-товое стекло, которое мы и наблюдаем в оптический видоиска-тель. Странно, но для многих является открытием тот факт, что раз на пути света стоит зеркало, то на матрицу свет не попада-ет! Более того, матрица еще и прикрыта шторками затвора, точ-но такого же, как и в пленочных аппаратах. И только после на-жатия на спуск зеркало поднимается, затвор открывается, и матрица получает свою долю света. Именно поэтому ЖК-дисплей DSLR-камеры не показывает изображение в реальном вре-мени, к чему уже привыкли владельцы компактных аппаратов. Все, что он может показать - это либо уже снятые кадры, либо настроечное меню. Казалось бы, это очевидно, но многие, впервые взяв в руки цифровую зеркальную камеру, подолгу недоуменно глядят на ее черный дисплей, который «почему-то» и не думает работать видоискателем. Впрочем, стоит взгля-нуть в глазок видоискателя, как об этом неудобстве сразу за-бываешь - чистая и яркая оптическая картинка оставляет дале-ко позади даже самые лучшие ЖК-экраны.
В компактных камерах все проще - матрица постоянно нахо-дится «на свету» и постоянно транслирует изображение на ЖК-экран. В перерыве между снимками фотоаппарат работает, фактически, как видеокамера с низким разрешением и малой частотой кадров.
Перед тем, как сделать снимок, фотоаппарат должен произ-вести некоторые приготовления - сфокусироваться и измерить экспозицию. В компактных камерах обе эти операции проделы-ваются с помощью матрицы - раз уж она все равно постоянно считывает текущую картинку, то измерить по ней экспозицию проще простого. В качестве датчиков автофокуса тоже исполь-зуется матрица - в определенных зонах (зонах автофокусиров-ки) измеряется контраст изображения, и объектив двигается туда-сюда, пока контраст не станет максимальным, а изображе-ние - резким.
В цифровых зеркалках все сложнее, поскольку матрицу ис-пользовать нельзя. В них используются традиционные датчики автофокуса, такие же, как и в пленочных аппаратах. Принцип работы тот же - датчик измеряет контраст изображения в опре-деленных точках. Так же по-пленочному измеряется и экспози-ция - свет падает на несколько светочувствительных зон (зон экспозамера), а процессор камеры вычисляет по ним оптималь-ную для данного кадра экспозицию.

Матрица
Матрица, наверное, самый главный компонент цифровой камеры. Какой будет в результате картинка, зависит прежде всего от пара-метров матрицы. Основных таких параметров три: тип матрицы, ее «мегапиксельность» и ее физический размер.
Тип матрицы
Базовых типов матриц всего два - это ПЗС («прибор с зарядовой связью», или по-английски CCD) и КМОП («комплемен-тарный металло-оксидный полупровод-ник», CMOS). Названия страшноватые, но понять суть дела можно и без них. Каждая матрица состоит из множества светочув-ствительных ячеек, которые под воздей-ствием света накапливают в себе электри-ческий заряд. По способу считывания этих зарядов и отличаются ПЗС и КМОП.
Приятная новость состоит в том, что, с точки зрения пользователя, совершенно все равно, КМОП-матрица стоит в его каме-ре, или ПЗС. Раньше ПЗС-матрицы давали лучшее качество изображения, но разви-тие технологии сделало КМОП-матрицы практически равноценными. Достаточно сказать, что фирма Canon использует КМОП-матрицы во всех своих профессио-нальных цифровых зеркалках.
Однако, помимо способа считывания информации с ячеек, есть еще один важный момент - то, как эти ячейки на матрице расположе-ны. Ячейки сами по себе не различают цвета - они просто рапортуют о количестве света, попавшего на них. Значит, чтобы получить цвет-ное изображение, перед ячейками надо установить светофильтры. В подавляющем большинстве матриц фильтры (красные, зеленые и синие) установлены по так называемой схеме Байера - см. рисунок. Видно, что зеленые ячейки расположены вдвое чаще, чем синие или красные, потому что человеческий глаз наиболее чувствителен к зе-леной зоне спектра, и ее следует передавать более качественно.
Казалось бы, все хорошо, но потом из полученной цветной мозаи-ки нужно сделать нормальную полноцветную картинку, в которой каждый пиксель имеет три цветовые составляющие - красную, зеле-ную и синюю. И вот тут начинаются сложности, ведь для каждой точ-ки мы имеем только одну составляющую, а остальные надо собирать по соседним ячейкам (которые, вообще говоря, уже относятся к дру-гим точкам изображения). В результате картинка получается слегка размытой, так как каждый пиксель «собирается» из нескольких яче-ек. Даже самые продвинутые алгоритмы не позволяют получить цветную картинку с полным разрешением матрицы - в лучшем слу-чае их эффективность составляет 80-90%. Помимо падения разре-шения, есть и еще один неприятный эффект - муар. Муаровые раз-воды возникают, когда одна регулярная структура накладывается на другую с небольшим сдвигом. Матрица Байера - готовая регулярная структура, поэтому при съемке, например, ткани или любой мепкопопосатой поверх-ности часто возникает цветной муар - раз-ноцветные разводы, похожие на мазутные пятна на воде. С муаром, конечно, борются, совершенствуя алгоритмы, но при этом опять страдает резкость.
Эти недостатки схемы Байера хорошо известны, поэтому неудивительно, что поя-вились альтернативные (хотя и не слишком распространенные пока) варианты. Один из таких вариантов - матрица SuperCCD фир-мы FUJI с восьмиугольными (!) ячейками, расположенными немного в другом поряд-ке, чем в схеме Байера. Инженеры FUJI ут-верждают, что такая матрица позволяет получить заметно большее разрешение картинки, т.к. ячейки расположены с боль-шей горизонтальной и вертикальной часто-тами (в ущерб частотам диагональным). У Fuji есть и еще одна очень интересная раз-работка - так называемая «матрица SuperCCD 4-го поколения». На ней между обычными попноразмерными сенсорами расположены сенсоры меньшего размера. Это поз-воляет значительно расширить диапазон яркостей, которые воспри-нимает матрица - в темных местах изображения работают большие сенсоры, а в светлых (там, где большие оказываются «засвечены») - маленькие, с меньшей чувствительностью. Такое изящное решение позволяет получить почти пленочный диапазон воспринимаемых яр-костей.
Нельзя не упомянуть и о матрице фирмы Foveon - Foveon X3. В ней каждая ячейка воспринимает сразу три цветовых компоненты. Оказывается, свет, падая на полупроводник, поглощается неравномерно - красные волны проникают глубже, чем синие. Инженеры Foveon воспользовались этим и разместили в каждом пикселе три светочувствительных ячейки друг под другом. Таким образом, с мат-рицы сразу, без интерполяции, снимается полноцветная картинка. Это позволяет убить сразу двух зайцев - во-первых, не падает раз-решение при вычислении цветов (все три цвета снимаются в одной точке), а во-вторых, исчезает муар. В результате изображение полу-чается четким и резким. Увы, за все приходится платить, и матрицы Foveon, при всех их прекрасных резкостных характеристиках, отличаются по-вышенными шумами и довольно низкой чувствительностью. Впрочем, для сту-дийной съемки (где нет недостатка в свете) они очень хороши.
Мегапиксельность
Для обычных байеровых матриц пра-вило следующее: указывается полное количество светочувствительных яче-ек, независимо от их цветов. Т.е. на 6-мегапиксепьной матрице реально раз-мещено 3 миллиона «зеленых» ячеек и по 1,5 миллиона «красных» и «синих». И из них «собирается» 6-мегапиксельное полноцветное изображение.
Кроме этого, часть пикселей по краям матрицы обычно не участвует в формировании изображения (закрыта непрозрачными шторками) и ис-пользуется в служебных целях - например, для определения собственно-го теплового шума матрицы. Но доля таких пикселей невелика.
Физический размер матрицы
С точки зрения качества изображения, физический размер матри-цы - чуть ли не самый важный ее параметр. И правило тут простое - чем больше, тем лучше. К сожалению, приходится добавить - и до-роже. Чем больше размер матрицы, тем больше размер каждой от-дельной ячейки на ней. Чем больше размер ячейки, тем больше она собирает света за время экспозиции. Чем больше она собирает све-та, тем больший в ней накапливается заряд и (вот это важно!) тем меньше влияние собственного теплового шума матрицы, тем чище получается сигнал (а значит и изображение) и тем больше его мож-но усилить (т.е. тем выше чувствительность матрицы).
Каждый владелец компактной цифровой камеры знает, что без крайней нужды лучше не пользоваться чувствительностью ISO 400 - шумы будут такими, что могут напрочь испортить изображение. Одна-ко для цифровых зеркалок (DSLR) ISO 400 - вполне рабочая чувстви-тельность, и картинка получается практически лишенной шумов. Де-ло как раз в размере матрицы - для компактных камер типичный раз-мер матрицы 7x5 мм (в спецификациях обозначается как «1/1.8» мат-рица»), а для DSLR - 24x18 мм («APS-матрица»). Значит, даже при оди-наковом числе пикселей, пиксель на DSLR втрое-вчетверо больше, а по площади он больше вдесятеро (и во столько же раз больше он со-бирает света)! Неудивитель-но, что шумы на DSLR стано-вятся заметны только при ISO 800-1600, тогда как на компактных камерах такие чувствительности практичес-ки недостижимы.
АЦП преобразует аналоговый сигнал, полученный с ячеек матри-цы, в цифровые импульсы. После АЦП сигнал становится обычными двоичными данными, и вся его дальнейшая обработка производится программным образом.
Главная характеристика АЦП - его разрядность или «битность». Например, 10-битный АЦП преобразует каждый сигнал в 10-битное число, т.е. в целое число со значением от 0 до 1023. Таким образом, весь возможный диапазон сигнала разбивается на 1024 (2 в 10-й степени) уровня. Дробить сигнал слишком мелко не имеет смысла из-за уже упоминавшихся шумов - важно оцисрровать полезный сигнал, а не мелкую рябь шума. Поэтому разумная разрядность АЦП зависит от матрицы, к которой он «приставлен». На недорогих компактных камерах обычны 8-10-битные АЦП, на полупрофессио-нальных камерах и цифровых зеркапках - 12-битные (4096 уровней сигнала). Иногда (правда, редко), производители ставят на дешевые компактные камеры 12-битные АЦП и гордо об этом пишут в описа-нии аппарата. Но важно понимать, что для полноценного использо-вания всех двенадцати бит, матрица камеры должна выдавать соот-ветствующего качества сигнал. Если же качественный АЦП уста-новлен на дешевом компакте с маленькой матрицей, то никаких преимуществ это не даст.
При сохранении картинки в JPEG всегда сохраняются только 8 бит на каждый канал. Однако «лишние» биты при этом активно ис-пользуются при предварительной обработке картинки, и чем выше качество исходного сигнала, тем более богатая цветами и полутона-ми получится картинка (даже после конвертации в 8-битный цвет). Если же картинка сохраняется в формате TIFF или RAW, то все зна-чащие биты сохраняются без потерь и очень помогают при дальней-шей обработке изображения.

Буферная память
После того как сигнал оцифрован, его надо обработать и запи-сать на фпеш-карту. Поскольку каждый кадр, снятый с матрицы, представляет собой блок данных весом несколько мегабайт, то на его обработку тратится заметное время (порядка нескольких се-кунд). Чтобы не заставлять фотографа подолгу ждать после каждо-го нажатия на спуск, используется промежуточная оперативная па-мять - буфер.
Буфер может быть конструктивно реализован несколькими способами:
- Данные с матрицы обрабатываются встроенным процессором каме-ры, после чего попадают в буфер и не торопясь скидываются на флешку. Это имеет смысл, если обработка происходит быстро, а за-пись - медленно. К тому же, данные после обработки и конверта-9 ции в JPEG значительно «теряют в весе», а значит, в буфер можно уместить много кадров.
'Необработанные данные с матрицы сразу попадают в буфер, после чего процессор в фоновом режиме извлекает оттуда кадры по оче-реди, обрабатывает и сохраняет. Эта схема позволяет снимать оче-редями, не тратя времени на обработку - пока есть место в буфере. Но при этом буфер должен быть достаточно большим - ведь необ-работанные данные имеют большой объем.
- Наконец, возможна комбинация этих двух подходов - буфер, в ко-торый помешаются как «сырые» данные, так и данные после обра-ботки процессором. При этом обработка новых кадров и запись уже обработанных происходят параллельно, что еще больше уве-личивает скорость работы, но, конечно, требует еще больших объ-емов буферной памяти.

Запись файлов
В цифровой фотографии существуют три формата файлов: JPEG, TIFF и RAW.
Формат JPEG наиболее привычен и практически идеален для «до-машнего» любительского использования. Его понимают все программы, работающие с графикой, да и по размерам JPEG-файлы невелики. К со-жалению, за скромный размер приходится расплачиваться качеством Дело в том, что JPEG - это так называемый формат «сжатия с потеря-ми». То есть, при сохранении в JPEG компьютер анализирует картинку и слегка ее «подправляет», так, чтобы сжималась лучше Эти искаже-ния почти незаметны глазу (если сжатие не слишком сильное). Но все меняется, когда возникает необходимость подредактировать картинку в графическом редакторе - откадрировать, убрать провода с неба или что-нибудь в том же духе. JPEG-файп (в котором уже есть искажения) открывается, редактируется, а потом опять сохраняется в JPEG - и на старые искажения накладываются новые. После пары-тройки сохране-ний неприятные JPEG-артефакты становятся заметны невооруженным глазом в виде квадратиков на ровном фоне (особенно они заметны на небе) или ореолов вокруг резких границ
Поэтому если предполагается обработка фотографий, то использу-ется формат TIFF TIFF - это формат без потерь, информация в нем хра-нится точно и без искажений и может быть пересохранена сколько угодно раз Но за это приходится платить объемом - TIFF-файлы гораз-до больше JPEG-файпов. TIFF идеален, когда изображение уже в компьютере, и с ним предстоит поработать. Некоторые камеры умеют сохранять на фпешку файлы сразу в TIFF-формате, но топку от этого немного по нескольким причинам'
1. TIFF-файлы очень велики и моментально забьют любой носитель. Разумнее снимать в JPEG-формате, а потом, на компьютере, пересохра-нять в TIFF. Тогда искажения картинки будут только от первого JPEG-сохранения, а они почти не заметны.
2. Если нужны именно расширенные возможности формата (напри-мер, в TIFF можно записать до 16 бит на каждый цветовой канал), то го-раздо разумнее воспользоваться форматом RAW, который компактнее и гораздо гибче.
RAW - самый сложный и мощный из форматов цифрового фото. Под-робно о нем мы рассказывали в одном из предыдущих номеров (июль 2005, стр. 114). Коротко говоря, RAW - это необработанные данные с матрицы фотоаппарата, к которым прикреплен заголовок с параметра-ми съемки (модель камеры, дата съемки, выдержка, диафрагма и т.д.). Чтобы получить из этих данных изображение, их следует обработать специальной программой-конвертером (поставляется вместе с камерой, но есть и универсальные конвертеры сторонних фирм), которая делает, фактически, то же самое, что и встроенный процессор камеры. Однако есть и отличие - процессор камеры работает по жестко заданным алго-ритмам, а работой программы-конвертера можно управлять. В этом и заключается преимущество RAW - так как в нем содержится полностью вся информация с матрицы, то при обработке возникает огромная сво-бода действий.
Наверное, самая эффектная возможность - возможность произволь-но изменять баланс белого уже после съемки. Матрица ничего не знает про баланс белого - цвет корректируется только при обработке процес-сором камеры или RAW-конвертером. Поэтому при съемке в RAW можно вообще забыть про баланс белого и снимать в совершенно разных све-товых условиях с одними и теми же настройками. А при конвертации достаточно выбрать одну из предустановленных настроек баланса или просто ткнуть мышкой в объект на кадре, который должен быть нейт-рально серым - и все цвета в кадре «волшебным образом» станут пра-вильными. Эта возможность для некоторых кадров бывает просто спа-сительной. Еще одна возможность - при обработке RAW-файпа можно скорректировать экспозицию, если кадр получился недодержанным или передержанным. Причем вытягиванию поддаются даже кадры с силь-ным экспозиционным «промахом» - помогают те самые 10-12 бит, кото-рые выдает АЦП и которые сохранены в RAW.
Недостатки RAW - продолжение его достоинств. RAW-данные не яв-ляются конечным продуктом фотосъемки. Это только полуфабрикат, своеобразный негатив, который еще нужно правильно проявить (обра-ботать в программе-конвертере). К тому же, RAW-файлы гораздо боль-ше по размеру, чем JPEG (хотя и меньше, чем TIFF) и на многих камерах записываются довольно медленно.

---
Есть еще не мало граблей, на коих не ступала нога человека.
Winnowing_Raven
Модератор раздела

Winnowing_Raven
Всего сообщений: 38
Рейтинг пользователя: 3





Дата регистрации на форуме:
9 апр. 2005
3. Объектив
Не вдаваясь в дебри истории развития фототехники, скажу, что объективы первых фотоаппаратов представляли собой просто дырку. Довольно быстро выяснилось, что дырка имеет ряд конструктивных недостатков, которые на практике выливались, например, в то, что соответствующие фотоаппараты в ясную погоду пристойно снимали лишь с выдержками в 10-15 минут. Это происходило из-за того, что через дырку в принципе проходит мало света. Для того чтобы увеличить его количество, в дырку вставили линзу. С выдержками стало получше, но появились называемые аберрации. Не углубляясь в физику, можно сказать, что это нежелательные отклонения световых пучков от их прямолинейной хода. На практике это выглядит как нерезкость (точнее сказать, размытие, контуры остаются резкими) и светящиеся ореолы вокруг ярких объектов. Естественно, с этим тоже стали бороться, поставили компенсирующую линзу, потом еще одну, и еще, и еще. В результате получи лось примерно то, через что снимает твоя цифровая камера. Борьба с искажениями продолжается до сих пор, и наиболее выдающиеся ее результаты стоят не одну тысячу условных долларов. Если ты когда-нибудь задавал себе вопрос, почему один объектив стоит в десять раз до роже другого, это и есть частичный ответ на него.
Диафрагма состоит из нескольких (от 3 до 20) серповидных ле-пестков, образующих по возможности круглое отверстие. При движении лепестков диаметр отверстия изменяется. Нужно это как минимум для двух цепей: изменения количества света, проходяще-го через объектив, и изменения глубины резкости.
Диафрагмой также называют важнейший параметр объектива, характеризующий его светосилу. Чем больше дырка, тем больше света попадет на матрицу и тем короче выдержка, а это удобно -можно снимать с рук в сумерках и все получится резко. Так вот, в качестве параметра, который все называют диафрагмой, указыва-ется так называемое относительное отверстие. Например, 1:2 (или f/2) значит, что диаметр действующего отверстия в два раза мень-ше фокусного расстояния. Число, обратное относительному отве-рстию, называется диафрагменным числом. То есть, для относи-тельного отверстия 1:2 диафрагменное число - 2, для 1:2.8 - 2.8. Именно диафрагменные числа указываются при полуавтоматичес-кой или ручной установке экспозиции в цифромыльницах и на кольцах сменных объективов.
Диафрагменные числа образуют стандартный ряд: 1,1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8,11,16, 22 и так далее. Ты, конечно, заметил, что это геомет-рическая прогрессия со знаменателем в виде квадратного корня из двух? И тебе понятно, что раз диафрагменное число характери-зует линейный размер отверстия, а площадь отверстия пропорци-ональна его квадрату, то при изменении диаметра в корень из 2 (-1.4) раз площадь его меняется в два раза? Если нет, тогда прос-
то запомни, что при изменении диафрагмы на одно диафрагмен-ное число (то есть на одну ступень) количество света, проходящего через объектив, меняется в два раза, то есть точно так же, как при изменении выдержки в два раза (опять-таки на одну ступень) в ту же сторону по шкале выдержек. Например, если правильная экспозиция -1/60 сек при дырке 5.6, то, если поменять выдержку на 1/30, а диафрагму на 8, экспозиция сохранится.
Кроме количества света, от диафрагмы зависит так называема; глубина резкости или, более полно, глубина резко изображаемого пространства (ГРИП). Допустим, ты наводишь резкость на объект, находящийся в трех метрах от камеры. Если глубина резкости -два метра, то все находящееся на расстоянии от 1 до 5 метров от камеры получится резким. Имей в виду две вещи: во-первых, рез-кость - понятие относительное, граница между резким и нерезким нечеткая, иногда ее можно не увидеть в видоискателе и тем более на экране. Во-вторых, зона резкости это не плоскость, а сфера. Самое главное - чем больше дырка (меньше диафрагменное число), тем меньше глубина резкости.
Зачем нужно изменять глубину резкости? Это такой же худо-жественный инструмент, как фокусировка, кадрирование и выбор ракурса. Неправильное его использование способно загубить от-личную фотографию. Например, при съемке пейзажа глубина резкости должна быть максимально возможной, а при съемке портрета - минимальной, чтобы фон получился размытым и не отвлекал от лица портретируемого.

Линзы
Самое сложное, что есть в объективе и что в конечном итоге определяет его качество и, следовательно, стоимость, это система линз. Линзы нужны для того, чтобы сфокусировать от-раженный от объекта съемки и падающий в объектив пучок световых лучей тем самым сделать изображение ярче, а так-же для изменения пройденного расстояния (в зумах) и для изме-нения расстояния фокусировки. Для достижения последних двух цепей линзы внутри корпуса объектива определенным об-разом передвигаются друг относительно друга.
Современные объективы несут в себе от 5 примерно до 20 линз, объединенных в группы. Линзы в каждой группе закреп-лены неподвижно фуг относительно друга или просто склеены между собой. Естественно, при обработке линз применяется множество технологий. В последнее время их количество стало таким большим, что производители постепенно перестают ука-зывать их в названиях моделей.

Просветление
Самая распространенная технология, направленная на повыше-ние качества картинки - просветление. Депо в том, что при пре-одолении границы стекло-воздух происходит отражение 5-7% про-центов света. Несложно посчитать, что при использовании 20 линз объектив будет пропускать всего 20-30% от первоначальной осве-щенности. К тому же ситуация осложняется тем, что отражение происходит не только наружу, но и внутрь объектива, что приводит к потере контраста и появлению вуали. Для борьбы с этими явле-ниями на линзы наносят просветляющее покрытие (а иногда и не одно, это называется многослойным просветлением) в виде специ-альных пленок толщиной в десятитысячные доли миллиметра. Действие этого покрытия основано на интерференции падающего и отраженного света и позволяет уменьшить коэффициент отраже-ния в 5-10 раз.

Фильтр
Чтобы не ограничивать тебя в визуальных возможностях, существует множество различных фильтров. Покупать их стоит по мере возникно-вения потребности, поскольку, ринувшись за ними сразу, рискуешь разо-риться. Единственный фильтр, который точно нужен - защитный (просто прозрачный, UV - отсекающий ультрафиолетовый свет и тем самым повы-шающий контраст, Skylight - тот же UV, плюс немного теплоты), поскольку фильтр поменять гораздо дешевле, чем объектив. Очень интересных эф-фектов можно добиваться с поляризационным фильтром (убирать блики со стекла, затемнять небо и т.п.). Разумеется, существует множество эффект-ных фильтров, типа звездного, разноцветных и пр., но большинство из них можно эмулировать в ФШ.
Помимо этого, существуют всяческие насадки на объектив, изменяющие его фокусное расстояние либо позволяющие снимать макро.

Байонет (только у DSLR)
Когда-то давно объективы крепились к камерам через резьбу. Со временем из соображений не только экономических, но и технических придумали байонет. Через него объектив не просто крепится к камере, но и всячески с ней общается: передает ин-формацию о настройках, получает команды для диафрагмы и фокусировки (если он без встроенного мотора, то фокусируется за счет мотора в камере через «отвертку»), плюс придает оперативности s смене оптики. У каждой фирмы свой стандарт байонетного крепления, поэтому оптику можно использо-вать только фирменную, а иногда нельзя использо-вать и фирменную оптику старого образца, как, например, у Canon. Но есть, разумеется, и сторонние производители оптики, делающие объективы с байо-нетами всех фирм (в России широко представлена Sigma) При желании на байонет можно поставить и старую резьбовую, например зенитовскую, оптику через специальные адаптеры фирмы Joios.

---
Есть еще не мало граблей, на коих не ступала нога человека.
Эта тема была выделена из темы "Цифровой фотоаппарат" (18 января 2006 19:10)
<<Назад  Вперед>>Модераторы: Jaxx, Winnowing_RavenПечать
Объединенный Открытый Проект »   Железо »   О цифровых камерах
RSS
Быстрый переход в раздел:


Время выполнения скрипта: 0.0364. Количество выполненных запросов: 17, время выполнения запросов 0.0218